Веб-комиксы: особенности, выгоды, перспективы

Пишут: Николай Swamp_Dog Ковалёв и Александр Gravedigger Козлов

Что такое веб-комикс и в чём его отличие от «бумажного» комикса?


Итак, что такое веб-комикс? Формально, веб-комикс — это комикс, опубликованный в сети. Однако занимаясь с коллегами вопросами комиксостроения, мы пришли к выводу, что это определение слишком общее, и не показывает всей специфики. Так под него, например, попадает любой отсканированный бумажный комикс, размещённый в сети.

Являются ли отсканированные «Хранители» веб-комиксом? Очевидно нет. Является ли сериал «Кальвин и Гоббс» веб-комиксом? По-видимому нет – его последняя серия была нарисована ещё до того, как веб-комиксы оформились как жанр. Является ли «Бисер перед свиньёй» веб-комиксом? Наверное да – своё первое официальное издание он получил в сети, и приносит своему автору доход через веб-сайты. Однако задумывался «Бисер» для бумаги, и на данный момент публикуется в более чем сотне газет. А вот веб-комикс «Синфест», начиная с 2001го года, выходит в сети ежедневно, но до сих пор имеет всего несколько бумажных публикаций, и это не смотря на то, что автор с самого начала пытался попасть на страницы журналов или газет.

Собственно в упомянутых трёх комиксах (Calvin and Hobbes, Pearls before Swine, Sinfest) вы, конечно, заметили много общего – формат. Он выбран с ориентацией на газеты и журналы – не слишком широкий, чтобы поместиться на странице, не слишком длинный, чтобы оставить место для других материалов, и (это очень важно) законченный в пределах выпуска, но бесконечный в пределах всего комикса. Эта особенность роднит газетные комикс-сериалы с веб-комиксами, из-за чего граница между ними оказывается гораздо более размытой, чем этого можно было бы ожидать исходя только из определений.

Но вернёмся к нашим примерам. «Последняя кровь» – веб-комикс, созданный для того, чтобы быть изданным на бумаге. Автор рассматривает сеть только как стартовую площадку для своих творений, возможность доказать будущим издателям, что вложение денег в публикацию будет выгодным. В то же время автор «Унесённых взрывом» – абсолютный веб-комиксист. Он даже рисует только на компьютере. И так уж вышло, что свой второй веб-комикс он, во-первых, нарисовал в «страничном» формате, а во-вторых, настолько удачно, что вместе с бешеной популярностью получил и предложение издать своё творение. Остаётся ли веб-комиксом, комикс, который издали на бумаге?

Как видим, вопросов больше чем ответов. Граница между веб и не веб-комиксами размыта, и дать ей определение довольно трудно. Попытавшись выделить главное, что объединяет обсуждаемый нами жанр, я пришёл к выводу, что веб-комикс это комикс созданный, существующий или развивающийся с учётом специфики, присущей публикации комиксов в сети.

Специфика: плюсы и минусы веб-комиксов.


Наверное первое, что приходит на ум, это то, что веб-комиксы – это самиздат. Они не требуют от автора значительных денежных затрат, обеспечивая при этом широкой потенциальной аудиторией. Они не требуют учитывать мнение издателя. Автору веб-комиксов могут быть побоку нормы цензуры. Качество графической составляющей будет таким, каким его хочет видеть автор. Техники её исполнения так же на его совести. Вы видите – ограничений, кажется, никаких. Такая потрясающая свобода выбора многим кружит голову, но у неё есть и обратная сторона – веб-комиксов очень много.

Отсутствие цензуры позволяет создавать веб-комиксы кому угодно, но она же очень быстро создаёт жесточайшую конкуренцию, в результате чего на вершину популярности пробиться становится ой как не просто. Таким образом, главным ориентиром для автора веб-комикса становится читатель.

Конечно, не последнюю роль в популярности веб-комикса играет банальная раскрутка – это свойственно любым интернет-ресурсам. Но не она, в конце концов, определяет победителя. Читатель должен *хотеть* продолжать читать ваш комикс. Именно методами работы с читателями определяют специфику веб-комиксов.

И в первую очередь, хотелось бы упомянуть такой фактор как периодичность. Тот самый, который так роднит веб-комиксы с комиксами газетными. Повторимся: в идеале веб-комикс должен восприниматься законченным в пределах выпуска, но бесконечным, или, по крайней мере, длинным, в пределах всего комикса. Почему это важно? Очень просто: читатель не будет читать сразу весь комикс. Он составит впечатление о нём по одному, максимум нескольким выпускам. И именно по этому, каждый из выпусков должен свободно восприниматься в отрыве от всех остальных. С другой стороны, читатель обычно не перечитывает одно и то же по нескольку раз. Это значит, что чтобы его удержать, вам нужно пообещать, что когда он в следующий раз зайдёт к вам на сайт, там будут новые серии его любимого сериала. Чаще всего авторы стараются анонсировать конкретное расписание обновлений: три раза в неделю, раз в день, раз в месяц, другие варианты. Как бы то ни было, чем реже обновления – тем сложнее удержать читателя, а чем чаще – тем больше шанс потерять вдохновение и начать повторяться. Кроме того, ведь вам надо будет уходить в «отпуск», а значит, иногда придётся рисовать «на опережение».

Другим важнейшим фактором является оригинальность. Если в магазине покупателя может отпугнуть необычность комикса – ведь он рискует потерять деньги, купив непонятно что, то в интернете читатель просматривает комиксы бесплатно и десятками-сотнями, из-за чего повторяющиеся темы очень быстро набивают у него оскомину. Так что вам придется попотеть, чтобы предложить читателю что-то своеобразное.

Ну и наконец, не стоит забывать, что даже будучи мега-оригинальным, веб-комикс должен быть ещё и массовым. Конечно, в интернете легко найти читателей-анимэшников, ролевиков, готов и других, но создавая веб-комикс по такой оригинальной теме, как вязание, готовьтесь, что читателей будет мало, что не есть хорошо.

Итак мы уже упомянули две центральных особенности веб-комикса: самиздат и ориентация на читателя. Упомянем и третью: веб-комикс существует не на бумаге, а на экране. То есть у веб-комиксов отсутствуют ограничения, связанные с бумагой. Например они не ограничены её форматом и размером – те, кто публикуясь в сети, продолжают придерживаться формата A4, делают это либо по привычке, либо рассчитывая однажды издать свои работы, либо потому, что пользуются бумагой в процессе создания комикса. Большинство же действительно он-лайн комиксистов наслаждаются полной свободой от каких-либо ограничений: полосы (тут уж их никак не назовёшь «страницами») могут быть широкими, узкими, длинными, не прямоугольными и меняющими формат от выпуска к выпуску.

Известный теоретик комиксостроения Скотт МакКлауд на конференции TED, пророчил интернет-комиксам переход к непрерывным полосам, где взгляду вообще не надо будет прерываться для «перехода на следующую строку». Я нахожу его взгляды утопическими, но хотел бы обратить внимание на важнейший момент, вытекающий из его идеи: полоса веб-комикса всегда может продолжаться столь долго, сколь необходимо для передачи законченной мысли. У веб-комикса нет проблемы «разворота», когда эпическое действо хочется развернуть на двух страницах, и для этого нужно его подвести строго к началу листа, нет проблемы перехода на другую страницу, создающего долгую паузу между кадрами. Веб-комикс сам задаёт себе формат, и даже размеры экрана лишь частично его ограничивают – изображение на экране свободно «прокручивается». Как говорит МакКлауд, «экран это не бумага, экран это окно».

Ещё один важный момент: компьютер позволяет привнести в веб-комикс нововведения, которых в классическом комиксе никогда не было. Это и набирающие популярность всплывающие дополнения, и элементы анимации, и комментарии автора, и звуковое или музыкальное сопровождение. Часть этих приёмов уже нашла своё место в инструментарии авторов, другим это ещё только предстоит, но возможности огромны.

Подведём итог: cпецифика веб-комиксостроения состоит в том, что веб-комикс это массовый самиздат, ориентированный на читателя, и опубликованный на экране а не на бумаге. Объединив эти три элемента, можно составить представление, о том, что такое на самом деле веб-комикс, в чём его прелесть и где его недостатки. Каждый сам для себя выбирает, что ему ближе, но что очень важно лично для меня – это то, что веб-комиксы являются отличной стартовой площадкой и средством проникновения в массы самой культуры комиксов. Именно самопроизвольно зародившиеся сообщества по переводу иностранных веб-комиксов, на мой взгляд, начали формировать российского читателя.

— Николай Swamp_Dog Ковалёв

Коммерческий веб-комикс


Из рассказа Николая вы, вероятно, уже поняли, какая замечательная вещь – веб-комикс, однако у многих могло возникнуть обманчивое впечатление, что распространяемые в Интернете комиксы – это когда комиксист, вместо того чтобы издать свое произведение, добровольно выставляет его на всеобщее обозрение, или способ тренировки перед выходом на «серьезную» арену индустрии комиксов.

Конечно, вы можете относиться к ним и так, но едва ли с такой точкой зрения вам светит успех. Дело в том, что веб-комиксы при правильном отношении к ним и позиционировании тоже могут быть серьезным бизнесом. Моя часть статьи посвящена коммерческой стороне веб-комиксов.

Итак, вопрос: каким образом можно извлекать коммерческую выгоду из свободно распространяемого в интернете проекта? Напрашивается идея выкинуть из словосочетания «свободно распространяемый в интернете» слово «свободный», то есть закрыть доступ к комиксу для неавторизованного пользователя и взимать некоторую плату за просмотр как за покупку журнала в магазине.

Такая бизнес-модель имеет место быть, но, к сожалению, больше для порно-сайтов и порно-комиксов. Взяв ее на вооружение, вы обрекаете себя на вечную борьбу с торрентами и недобропорядочными владельцами сайтов, которые будут выкладывать ваши выпуски у себя совершенно бесплатно. Даже если вы соблюдете все юридические формальности, борьба за авторские права все равно обернется жуткой головной болью.

Именно поэтому будем рассматривать способы извлечения коммерческой выгоды из веб-комикса, которые подразумевают свободный доступ посетителя к контенту и не портят ваш авторитет. Их условно разделить на две группы: Прибыль с сайта и Прибыль с веб-комикса.

Прибыль с сайта

Как бы прагматично это не звучало, в основе веб-комикса в любом случает находится веб-сайт, составляющие его страницы, его доменное имя и ежедневная посещаемость. Поэтому для начала давайте рассмотрим способы заработка, которые используются на 90% всех веб-сайтов, включая и сайты веб-комиксов. Здесь приведены три из них:

  • Пожертвования
  • Баннерная и контекстная реклама
  • Ссылочный маркетинг

Пожертвования – это наиболее наивный способ, который полагается на сознательность и доброту посетителя. Результат во многом зависит от сообщества, которое образуется вокруг вашего проекта, но если вам удастся донести до посетителей, что деньги нужны вам для оплаты хостинга или для покупки нового планшета, с которым качество рисунков улучшится, а новые выпуски станут выходить чаще, можете надеяться на помощь с их стороны.

Также неплохой идеей будет организовать информер в стиле «до покупки нового планшета осталось 3,5 тысячи» и, конечно, публиковать благодарности самым щедрым читателям.

Баннерная или контекстная реклама – эти способы подразумевают показ на страницах текстовых или графических объявлений. Разница в том, что баннерные сети выбирают объявления для вашего сайта, ориентируясь только на общую тематику, а оплата, как правило, идет по количеству показов. В свою очередь системы контекстной рекламы выбирают объявления для каждой страницы индивидуально, ориентируясь на представленную на ней информацию, а оплата идет по количеству кликов.

Прибыль зависит от многих факторов: выбранная баннерная сеть, размер и количество объявлений, место размещения и конечно посещаемость. Наиболее известные службы контекстной рекламы: Google Adsense и Яндекс.Директ

Ссылочный маркетинг. Тут уже посещаемость не так важна как раскрученность сайта с точки зрения поисквых систем. Не углубляясь в дебри поисковой оптимизации, скажу, что заключается в продаже текстовых ссылок с каждой страницы сайта в отельности.

Наиболее известные биржы ссылок: Sape и Linkfeed

Прибыль зависит от таких факторов, как Pagerank, индекс цитируемости, количество и относительное расположение страниц. Тема эта очень интересная, но, к сожалению, выходит за рамки нашего доклада.

Прибыль с комикса

Теперь поговорим о способах извлечения прибыли, характерных исключительно для веб-комиксов. Имеется в виду:

  • Организация виртуального магазина
  • Печать комикса на бумаге
  • Product placement
  • Интерактивный сюжет

Организация виртуального магазина – хорошая идея для любого веб-комикса. Современные сервисы, вроде американского Cafepress.com или российского Printdirect.ru предоставляют богатые возможности по организовать собственных витрин, где можно продавать футболки, кружки, значки и прочие вещи, изготовленные по вашим собственным дизайнам. При этом товар имеет некоторую базовую стоимость и устанавливаемую вами наценку, которая в конечном счете и является вашей прибылью с продажи.

На изделиях может красоваться особенно любимый вами кадр комикса, изображения персонажей в высоком качестве, особо запоминающиеся фразы, удачные шутки – читатели, несомненно, будут рады возможности приобрести такие вещи. К тому же, покупка товара в магазине можно рассматриваться как способ выражения благодарности автору, то есть форма пожертвования: ведь с точки зрения читателя гораздо приятнее перевести некоторую сумму и получить прикольную футболку, чем просто перевести сумму.

Печать комикса на бумаге. Это может звучать иронично, но самый верный способ получить деньги за веб-комикс – это напечатать его. На западе практически все успешные веб-комиксы рано или поздно издаются на бумаге. И дело даже не в том, что если комикс готов – почему бы не напечатать его? А в том, что имеющий успех в интернете, проект почти наверняка будет успешен и за его пределами, и когда комикс уже имеет сотни читателей и почитателей, общаться с издательствами гораздо проще. Покупать ваш журнал или книгу будут не только люди, заинтересовавшиеся вашим творчеством, но и преданные читатели: ведь как круто давать товарищу почитать реальную книгу комиксов, вместо того чтобы «скидывать» ему на флешку файлы.

Product placement. Этот термин появился сравнительно недавно, и я не уверен, что у него есть достойный русский эквивалент… Его суть – скрытая реклама – упоминание в комиксе какого-либо брэнда, демонстрация логотипа или представление товара в хорошем свете. Это чем-то напоминает выполнение работ на заказ для третьих лиц, разница лишь в том, что заказ можно выполнить сразу, не отрываясь от создания очередной серии.

Интерактивный сюжет. Если у комикса интересный сюжет, и читатели, затаив дыхание, наблюдают за судьбой главных героев и их взаимоотношениями, то интересной идеей будет вовлечь читателей в процесс создания комикса, предложив выбрать дальнейшее развитие сюжета из предложенных вариантов. Технически это выглядит как платное голосование, в котором может поучаствовать любой читатель за небольшую сумму.

Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что всегда важно помнить ту грань, которая разделяет коммерческие проекты и некоммерческие. Веб-комиксы должны быть прежде всего бесплатными и направленными на читателя, а не ваш кошелек – только так можно заслужить уважение читателей и создать вашему произведению аудиторию.

Было сказано о 7 способах извлечь коммерческую выгоду из веб-комикса и все они предполагают свободный доступ читателя к комиксу без каких-либо ограничений. Конечно, на каждом из пунктов хотелось бы остановиться поподробнее, но, откровенно говоря, каждый из них заслуживает отдельного доклада и не может быть описан в рамках общей статьи.

— Александр «Gravedigger» Козлов

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Это статья, ранее опубликованная по адресу: a-comics.ru/read/webcomics/
avatar

Gravedigger

  • 1 апреля 2014, 17:00

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.