(Долго думал, куда бы выложить всю белиберду, написанную ниже. С одной стороны, вроде как имеет отношение к комиксам. С другой стороны, получилась чистой воды дневниковая субъективщина, которая на серьезную критику и уж тем более на всеобщее обозрение не претендует никоим образом.
Да, содержит спойлеры, но как раз для данного комикса это совершенно несущественно, и даже в некотором роде полезно)
Я прочитал Homestuck. Хотя нет, это не совсем корректное заявление, учитывая, что он все еще продолжается. Скажем так, прочитал четыре с лишком тысячи страниц, имеющихся на сегодняшний день. До сих пор не могу в это поверить.
После прочтения (хотя, откровенно говоря, еще во время прочтения) я осознал, что не могу составить о нем однозначное мнение. Ситуация довольно редкая, ведь как правило, комиксы (фильмы, книги и т.д.) легко классифицируются, пусть и иногда с оговорками, попадая в рамки каких-нибудь «отлично», «гадость», «неплохо, но концовку, паршивцы, испоганили», «ничего особенного, хотя момент с А был удачный», «первая треть хороша, а дальше полная ерунда, кроме В и С. Ну, и Н, конечно, няшка». Попытка запихнуть Homestuck в такие рамки потребует целой простыни текста… Стоп. Кажись, дальше и начинается простыня текста…
В общем, возникло желание разобраться в своих ощущениях, разрезать их на мелкие кусочки, и аккуратно, последовательно разложить их по полочкам, без всяких там параллельных вселенных и прыжков во времени.
Документ отредактирован 1:35 спустя: ЛОЛ. Дописал все до конца, и получилась какая-то унылость, так что без прыжков во времени никак. – Будущий Savil.
Документ отредактирован 1:36 спустя: P.S. К конкретным выводам все равно не удастся прийти. :-Р – Будущий Savil.
А целью является вовсе не извлечение конкретных выводов. Я зачем только что про втискивание в рамки расписывал?! Впрочем, я отвлекаюсь.
Комикс я начинал читать четыре раза. Первые два раза были давно и без мотивации. Где-то что-то слышал, решил взглянуть. После десяти страниц выключал с мыслью «Что за бред?».
Третий раз был сравнительно более недавним. В этот раз я уже знал о популярности комикса, из нескольких неожиданных мест слышал позитивные отзывы. Может, я в первые разы что-то недопонял? По всему получалось, что надо таки собраться и…
Не скрою, в этот раз я продвинулся дальше. Страницы этак до пятидесятой. Нет, ну это же решительно невозможно читать! Полная бессмыслица. Тупейшие шутки. Никакая рисовка (понятное дело, когда яд красивый, его всякая свинья выпьет!). Ну просто ничегушеньки, что могло бы вдохновить читать дальше. Открыл посмотреть пару других комиксов автора, на которые обнаружились ссылки в одном из выпусков, ужаснулся и в очередной раз поставил крест на Homestuck.
Но, как оказалось, он везде. В разных закоулках сети картинки, совершенно не похожие на то, что я видел, внезапно оказывались из Хоумстака – как?! Почему?! Sweet Bro and Hella Jeff – тоже Хоумстак?! Нет, я не настолько извращенец, чтобы заинтересоваться комиксом под влиянием SBaHJ, но это интриговало. Слишком уж отличалось от того, что я видел. Как эти вещи вообще могут быть связаны?
Очередной заход, для начала просто на сайт. Посмотрел структуру комикса и слегка обалдел от того, что миниатюры, символизирующие разделы и подразделы, опять-таки кардинально отличаются от виденного до сих пор. Зашел почитать FAQ и понял причину маразматических переходов между страницами. Щелкнул наугад пару страниц из середины комикса, вытаращил глаза и стал читать с начала, недоумевая, как до такого вообще можно дойти. Мимоходом пожалев, что не с кем поспорить, до какой страницы я дойду в этот раз.
Оказалось, что Хоумстак совсем не такой, каким представляется на первый взгляд. Ага, скажет шустрый читатель, так и запишем, «сначала так себе, но дальше хорошо»… Здравствуйте, рамки. До свидания, рамки. Где я, черт побери, сказал, что дальше хорошо?!
Со временем маразм происходящего набирает кучу экспы и получает новый уровень. О, вас уже не будут волновать дурацкие глупости с инвентарем и команды в стиле «Достать руки из ящика». Количество нелогичности успешно переходит в качество. А когда вам кажется, что вы, наконец, разобрались с этими компьютерными-играми-управляющими-окружением-главных-героев, устройствами-с-выдуманными-названиями-которые-делают-непонятно-что и метеоритными-дождями-которые-убьют-героев-если-они-не-успеют- непонятно-что-сделать, угадайте, что происходит? Правильно, маразм получает очередной левелап! Вот вам врата, тролли, агенты, путешествия во времени, параллельные миры и левые персонажи. Ах, вы и в этом разобрались? А не желаете ли вселенную, в которой 12 главных героев вместо четырех? А может, вам разобрать на кирпичики четвертую стену? А как насчет пятой?
Да, Хоумстак не такой, каким представляется на первый взгляд. А также на второй, третий и прочие взгляды. В принципе, это актуально практически для любого момента его прочтения. Это как страшная матрешка, внутри которой оказывается еще более страшная, а внутри нее совсем уж невообразимая – и с определенного момента становится интересно, а сколько же матрешек нужно вскрыть, чтобы вылез Ктулху?
Вот тут-то мне и вспомнились мышки, которые плачут, колются, но продолжают грызть кактус.
Хоумстак издевается над читателем всеми возможными и невозможными способами. Возьмем, к примеру, диалоги. HS – комикс необычный, и диалоги в нем тоже необычные. Представьте себе ситуацию: кульминация драматической сцены, экшн выплескивается из монитора, сейчас произойдет некое судьбоносное событие, которое вывернет картину мира наизнанку… Вместо этого на следующей странице пара каких-нибудь не участвующих в процессе героев начинают общаться и выдают простыню текста экрана этак в три. Нет, я, конечно, понимаю важность клиффхэнгеров, но совесть же тоже надо иметь. Причем диалоги зачастую и смысловой нагрузки-то не несут, являясь по сути своей пространными поэтическими дискуссиями на вечные темы «Вот это вы напортачили!», «Вот это вы в будущем напортачите!», «Мы уже напортачили?» и «Я тут собираюсь напортачить, вы как чё?». Любые попытки героев свести разговоры к конкретике тут же разбиваются о «Вам это знать пока рано».
При этом отдельные герои сооружают настолько эпические матерные конструкции, что не всякий спец по сопромату возьмется рассчитывать их устойчивость. Кроме того, не иначе как для '/,/\,0604|/|743|\/|0(7|/| некоторым героям приданы специфические манеры разговаривать, будь то 1337-speak, дублиирование отдельных букв или вообще белый текст. Для эстетов есть страницы, написанные азбукой Морзе. Впрочем, это такие мелочи, которые на фоне всеобщего апофигея уже даже не способны раздражать.
Когда привыкаешь к длинным логам пустой болтовни, она тоже набирает опыт, прокачивается и превращается в пустую болтовню в разных временных линиях, скажем, между прошлым одного собеседника и будущим второго. Это в самом примитивном случае.
Вообще, подозреваю, что автор дома использует время в качестве тряпки для протирки пола. Комикс просто кишит различными путешествиями во времени, временными петлями и парадоксами, общением между прошлым и будущим, и тому подобными преступлениями против закона причинности. Я даже верю, что там все согласовано, насколько это вообще возможно для нереальных вещей. Вполне могу себе представить, что у отдельных фанатов дома на стене висит ватман формата А1 с цветными взаимосвязями между различными временными потоками комикса. Но желания в этом всем разобраться, увы, не возникает. С определенного момента машешь рукой на все эти фокусы. Это здорово, что произошло продолжение разговора, который был тысячу страниц назад и являлся предыдущим для одного персонажа и следующим для другого. Но я не полезу обратно искать контекст этого разговора.
Самое… забавное? или печальное? то, что разбираться здесь и не надо. Сюжетной нагрузки все эти перемещения не несут. Как и, откровенно говоря, процентов восемьдесят всего комикса. Нагромождение сущностей в этой истории таково, что Оккам бы порезался. Вам объяснили, как действует некое устройство? Забудьте, оно больше никогда не будет применяться. Вы узнали, что у персонажей есть определенное задание? Забудьте, они все равно не будут его выполнять. Вы увидели интересный новый мир? Забудьте, мы здесь проездом. Вам кажется, что вы начали разбираться в хитросплетениях сюжета? Забудьте, забудьте, забудьте, всё равно всё рванет к чертям!
Нет, ну серьезно. Например, автор практически одномоментно вводит в повествование 12 персонажей, причем проделывает потрясающую работу по их представлению и выписыванию характеров, так что они отлично запоминаются и различаются. При этом значимое влияние на сюжет из них оказывают от силы 4–5, остальные прозябают где-то на задворках, пока их не убивают. Спрашивается, и стоило ли огород городить? Тот же вопрос хочется задавать и по многим другим поводам. Примеров масса, можно прямо составлять рейтинги ненужных сюжетных конструкций. Взять хотя бы планеты с двойниками главных героев, которые просыпаются, когда соответствующий персонаж засыпает. Невероятно громоздкая смысловая конструкция, очень сложная для восприятия, которая при этом несет минимальную сюжетную нагрузку и особой юмористической ценности тоже не имеет. Так до конца и не смог понять, зачем это было введено, кроме как для мистических фраз в диалогах в стиле «Ты еще не проснулся!!! Тебе надо проснуться!!!». Не уверен, что даже сам автор знает, зачем это нужно было.
Или периодическое грубое личное вмешательство автора в события комикса. Допустим, я тоже время от времени люблю провертеть дыру в четвертой стене (и «пустить скрозь нее отравляющих газов»). Но ведь здесь даже не разрушение четвертой стены, здесь ее аннигиляция с последующим осквернением места, где она стояла. Типичный моветон получается. Ну не воспринимается нормально, когда что-то вылазит ex machina, будь то бог или гоблин.
А еще есть антракт между третьим и четвертым актом – пожалуй, единственное место, где я всерьез раздумывал забросить комикс или хотя бы прокрутить вперед на что-то более интересное.
Так и хочется взять ножницы погрознее и беспощадно вырезать лишнее. Конфетку можно было бы сделать. Шедевр. И отпала бы необходимость в этом долгом и нудном разбирательстве. Но в чужом монастыре командовать парадом не получится, так что продолжим расколупывать то, что есть.
С определенного момента Хоумстак мне начал напоминать вещь совершенно неожиданную, а именно – «Темную башню» Кинга. При полной внешней непохожести присутствуют сходные мотивы – и апокалипсисы разного масштаба апопокалиптичности, и антагонисты разной степени всемогущества, и временные прыжки-петли-парадоксы, и загадочные аппараты, выпущенные некой неведомой, но зловещей корпорацией, и разные миры, и пророчества, и тому подобная сверхъестественная муть. Непосредственное участие автора в событиях? Есть. Числа с некой мистической силой? Есть. И даже какая-то сходная атмосфера сдвинутости мира и неотвратимого капца (капеца?) всему вообще и героям в частности. И, что самое смешное, этот цикл книг я не отношу к числу своих любимых именно из-за чрезмерного, часто бессмысленного перенагромождения вышеупомянутых элементов, предпочитая как раз линейные части книги.
Однако еще более близкая к комиксу ассоциация получается путем следующего мысленного эксперимента. Берем пять отличных фильмов, желательно разных жанров. Режем на отдельные сцены. Перемешиваем сцены всех фильмов между собой, не особо заботясь о хронологии и полноте. В несколько мест вклеиваем случайные ролики с Ютуба. Лепим это все в одного восьмичасового монстра и смотрим. Вот примерно таким винегретом видится мне HS.
Мда. Что-то получается, я одни гадости пишу. Как же я тогда умудрился всё прочитать? Зачем мышки жуют кактусы?
А потому что интересно. Отчасти, из-за этой дичайшей эклектики и нарушения всех писаных и неписаных правил построения сюжета. Никогда не знаешь, что будет дальше – только что смотрел сквозь призму постоянного фейспалма, и вдруг все меняется, и невозможно оторваться от экрана, а уже через десять минут восклицаешь «Ну и бреееееееед! А что дальше?!» Постоянные эксперименты. Забавные псевдоминиигры. Отлично срежисированные флэшовые ролики. И шутки удачные попадаются, и цепляющие что-то в душе сцены, и моменты типа «Во загнул, чертяка!» А в перерывах, несмотря на все упомянутые недостатки, хватает заинтересованности, чтобы продолжать читать дальше (опять-таки, кроме антракта между третьим и четвертым актом. Вот не могу простить этой тягомотины :/ ).
Пора подводить итоги, хотя меня и предупреждал кое-кто в начале статьи, что ничего не получится. Ну нету человеческих рамок для отношения к этому комиксу… Но есть троллиные! И видимо, здесь именно что-то из того разряда – и ненавидишь, и ругаешься, и восхищаешься, а результат – оторваться невозможно (к слову, совершенно же дурацкая система отношений у троллей, зачем я ей тут пользуюсь?).
Коготок увяз – всей птичке пропасть. При условии, что птичка достаточно долго коготок в цементе подержит.
Комментарии (19)
RSS свернуть / развернутьИ, да: ХВАТИТ! Хватит экспансировать Хоумстак навсюду! >_< Ну почитать же хочется теперь, но не у всех же есть возможность сообразить в овер 4000 страницах адского английского!
ЗЫ: я не понял твою хоумстаковскую поделку на АртФрайдей с моим участием >_> Теперь не знаю, радоваться или бояться.
Kaita
Нет, это определённо не работает, когда буквы не мигают разными цветами.DVan
Kaita
Мстить! :P (я смог, я смог запостить этот смайл!)
Savil
DVan
Поэтому пару коротких моментов. СПОЙЛЕРЫ
1. Никакого Deus Ex Machina от «вмешательства» автора в комикс нет. По сути он не влияет ни на что.
2. Среди выпусков, отмеченных «филлерами», овер9000 намеков на будущие события. Собственно во всем комиксе так много написано между строк, что слабо верю, что один самостоятельный читатель мог бы в этом разобраться на 100%. Огромность коммьюнити помогает, да и сам автор в последнее время стал об этом много писать. Это кстати к недавнему вопросу в обсуждении на ВЦУ по поводу тайных отсылок и не-нахождении их читателями.
3. Пробуждение на Лунах — удваивает число «главных» персонажей, что дает возможность таких сюжетных ходов как убивание/воскрешение их, а также дает им просмотр будущего, что увеличивает насыщенность временными парадоксами, ну и в конце концов спящие герои являются мифическими личностями в культуре шахматных человечков. Не представляю себе как можно считать, что это не несет сюжетной нагрузки.
5. Убивать персонажей собственно стал как раз потому что их становилось слишком много.
6. Ватман временных потоков комикса fc08.deviantart.net/fs71/f/2011/288/b/3/homestuck_timeline_by_niftyapplestar-d4cyonx.png От нанесения взаимосвязей стал бы не читаемым.
А теперь пойду затру начало ответа.
Duke
Тайные отсылки — это, конечно, хорошо, но когда без понимания этих отсылок невозможно понять, что вообще произошло? :/
Интересный момент, почти каждый пункт отлично согласуется с моим впечатлением: Р
Savil
Duke
DVan
Savil
Savil
толстую Вришку, конечно же!Duke
Более сложный вопрос — почему у меня на ВЦУ смайлик «двоеточиеР» превращается в нечто странное, с пробелом?: Р
Savil
Так что ли его писать — (: Р) *все равно пробел после двоеточия отображает, гррр*
Kaita
Gravedigger
Каааааааак?!
*has mental breakdown*
Savil
чем дальше в лес тем дольше партизаныЧем больше времени проходит, тем больше силы накапливают участники и сейчас уже пятеро, чьи голоса идут за 2 и один — за 3. Соответственно амплитуда голосов за конкретные топики стала больше. А тут такая благодатная тема.
Duke
sai_kin
Duke
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.