В
недавней теме всплыла идея про выпуск (печать то бишь) сборника веб-комиксов (изначально интернетовских то бишь) под эгидой «Авторского комикса» (но я не говорю от лица администрации АК, имейте в виду). Всплытие вполне закономерное на фоне нескольких сообщений о самиздате (Шнобель) и издании через издательства (Неманга). В этой теме попробую описать то, как мне видится эта ситуация (даже если местами она кому-то очевидна), плюс добавлю мысли, которые высказали там в комментариях Bogdan, Duke, KillAllHumans.
Основные проблемы обычны:
I. Зачем это нужно;
II. Как это сделать;
III. Сколько это стоит.
I. Зачем это нужно.
1) Заработать денег. Думаю, большинство из нас реалисты и понимают, что даже выйти в ноль уже будет хорошо.
2) Самопиар aka стать известным aka где-то напечататься. Тут две части:
а) возможность подарить друзьям и показать – вот, глядите, какие мы (я) молодцы. Посоветовать купить всем остальным.
б) теоретическая и заманчивая возможность привлечь к себе внимание со стороны по большей части офлайнового читателя (в том числе переведя его в онлайн).
II. Как это сделать.
Понятное дело, что просто собрать денег, сверстать и отправить тираж в печать – этим дело «издания» не ограничивается. Иначе говоря, потратить деньги – каждый дурак сможет, а вот вернуть их или хотя бы получить взамен что-то иное… Просто так печатать – это все, конечно, весело, но ограничивается той самой пресловутой «андерграундной романтикой» самиздата. Т.е. если делать, то делать с расчетом на отдачу, и просто печатать для себя – дорогое и бессмысленное зачеркнуто малосмысленное удовольствие.
Если ставить целью продажу, говоря простым языком, не ручками среди знакомых, а через магазины, то прямая дорога в издательство. Издательства – тоже не дураки, благотворительностью не занимаются, по мелочам не размениваются. И пусть я не знаком с внутренней кухней издательств (тут могут высказаться издававшиеся комиксисты), но за тонюсенькую брошюрку неизвестного автора браться они не будут (без ваших денег). Поскольку сразу хочется сказать «А!..» и вспомнить про «Полный Пока» (а заодно и «Скунс и Оцелот» – говорю здесь про то, про что слышал; или даже сборники работ с «КомМиссии»…), здесь за подробностями обращусь к сведущим коллегам. Навскидку: если «Комильфо» имел дело в том числе с «ПП» и уже проторил дорожку комиксного пиара, не заинтересует ли его еще один проект? Тем более что проект «авторские веб-комиксы – на бумаге» хотя бы как-то звучит:)
Но общий смысл такой: если пытаться издать что-то с коммерческим потенциалом, то, имхо – сборник веб-комиксов от n авторов, который можно очень хорошо обернуть в обертку от нейтрального и дружелюбного «Авторского комикса», – весьма любопытный вариант. И в частности вот почему.
III. Сколько это стоит.
Во-первых, тираж – он и в Африке тираж. Чем мельче тираж, тем дороже обходится выпуск. Отсюда тонкий малотиражный проект обойдется в копеечку, и все равно разойдется по большей части среди людей, которые уже и так «в теме», что сводит какие-либо пиар-цели проекта к минимуму. Тем не менее, ту же мангу кто-то покупает, хотя ее можно накачать в Сети в безумных количествах: отсюда резонно предположить, что есть «офлайновые» читающие люди, которые не доходят до Сети (или им там просто «не в кайф») и которые так же бы с удовольствием читали комиксы на бумаге. Или которые просто о них не знают. Ведь не ограничивается же число любителей комиксов теми ~4 тысячами человек в день (про уникальных посетителей не знаю) АК плюс всеми теми, кто читает любимые серии в ЖЖ и на других комиксных проектах? Я уже не говорю о журналах, публикующих онгоинги…
Во-вторых, объем. Как правильно заметили в предыдущей теме, купить за n денег тонкую брошюрку или толстый томик (той же манги) – это две большие разницы. Раз – ценность товара не всегда определяется его интересностью, а два – (качество) интересность комикса видна только после прочтения, тогда как (количество) объем виден сразу.
В-третьих, кто потребитель? Кому продавать? Сборник от нескольких авторов (теоретически) уже решает сразу несколько проблем: проблему тиража, проблему объема, а заодно и проблему тематики. Проблему тематики – с двух сторон: для тех, кому интересен один автор (в т.ч. мы любимые), небольшая надбавка в цене все равно себя окупит добавочным контентом; для всех остальных, которых большинство, – это дает возможность купить «сборничек», из которого «что-нибудь, да придется по душе», а не покупать что-то одно экзотичное. Т.е. «что-то эдакое» можно купить на пробу – а нам как раз продать нужно, тут-то мы друг друга и находим (*розовый фон из мыльных пузырей, тираж распродан, все счастливы, хэппи энд*)… Но вообще, то же распространение – занятие издателя, не просто же так он деньги получает, и есть те, кто работает с сегментом комиксов.
Плюс сборник теоретически должен решать проблему изначальных финансовых вложений – это все-таки не в одиночку вливать в малый тираж. Но что касается конечных цифр, здесь я мало что представляю четко, если не считать эфемерных ограничений в «50-100 рублей» за нечто средне-малой толщины и суммы в 200 за нечто выдающееся. Судя по ценам в магазинах, даже такие цифры кажутся не очень реальными, но опять же – не обладаю достаточной информацией по вопросу:)
UPD
Ах да, еще 3 вещи:
1. Предполагаем, что АК интересен самопиар (читатели -> посетители сайта и комиксисты -> PROFIT).
2. Предполагаем, что часть потенциальных покупателей сознательно перепишет адреса сайтов и не будет ничего покупать, использовав книгу как дорогую рекламную листовку. Также предполагаем, что другая часть потенциальных покупателей либо купит книгу, потому что она уже в руках, бумажная, не нужно лезть к монитору, можно почитать в дороге или польстится на дополнительные paper-only материалы от авторов.
3. Если дойдет до дела, то финансы и пр. логично поделить попорционально занимаемым страницам в книге (так можно удовлетворить интересы разных участников и соответствовать их возможностям); обложку тоже поделить а-ля one million dollar homepage или баннер-волл особого труда не составит. Хотя эти вопросы также обсуждаемы.
Итак
Итак, предлагаю устроить брейнсторминг на тему. В частности, интересующие вопросы: что и где я упустил? Кто как это видит? Кому это нужно? Кто бы хотел участвовать? Кто хочет/может организовывать, имеет связи и пр.?
И еще: даже если мы просто пошумим и ни к чему в результате не придем, думаю, само обсуждение уже будет результатом и пойдет на пользу. Я-то со своим No Jam Today, полагаю, как и многие авторы, задумывался об издании, но на данный момент не вижу особого в этом резона. В любом случае, будет полезно просто привести мысли в порядок и оценить атмосферу в сообществе, вот:)
Комментарии (53)
RSS свернуть / развернутьNukeWalker
Возможно, если идея удастся и когда-нибудь пойдет том 2, я бы тоже поучаствовала =)
Salamandra
Но это всё ИМХО. А если говорить по делу, то у меня есть некоторые соображения.
chedr
Lishtenbird
а вплане собирания есть же каа, дюк, свампдог — они следят за своим ресурсом и знают, что наиболее популярно и подходит под формат.
а по поводу грамотно сделано это уже действительно совет профессионала нужен
KillAllHumans
Я с этим делом знакома исключительно как потребитель, но вот томики похожие на Мир Фантастики (Игромания, ЛКИ и все туда же) с эмблемой АКа я бы брала постоянно. И не важно, что это все уже читано-перечитано — мангу я тоже только для коллекции беру. Тем более, что в журнале можно печатать не только сами комиксы, но и зарисовки, статьи, туториалы…
Да, думаю, что это нереал. Но в качестве фантазии это охрененно.
Kardalak
Swamp_Dog
К9, это ведь тоже та ещё солянка. Живут и здравствуют.
Predark
Что касается «Аль'манахов» — ими, как я понимаю, занимается Хихус, который тоже и деньги найти может и людей организовать. Но главное — я не уверен, что они продаются. По крайней мере я их не покупаю )
Но в целом, идея издания сборника комиксов действительно кажется мне реалистичнее на данный момент, чем издание всех по отдельности. Но Лиштенбёрд, я лично No Jam Today вряд ли включил бы в сборник, если бы его собирал.
Swamp_Dog
Lishtenbird
KillAllHumans
Если публиковать все комиксы целиком — конечно не влезут. Если публиковать избранно и ограниченно — чтобы авторы выбрали самое интересное на их взгляд — то можно и вывести сразу много разных направлений (что расширит круг возможных потребителей), и дать возможность читателям продолжить знакомство с понравившимся комиксом в онлайне. ИМХО, делать сборник из 2-3 франшиз — это немного странно…
Lishtenbird
KillAllHumans
KillAllHumans
Lishtenbird
KillAllHumans
Это я просто вас утихомирить, полноценный ответ на тему вечером напишу
Duke
chedr
Swamp_Dog
Bogdan
Swamp_Dog
Bogdan
Swamp_Dog
(см. ниже про администрацию АК )
Bogdan
alphyna
rlyehf
Я хотел еще добавить про ориентировку на аудиторию. Надо ли говорить, что аудитория «Ты и Я» и «Cynic Mansion» — разная? Если в сборнике будет каша из всего — то читатель желая купить одно и не желая покупать вместе с ним другое, скорее всего откажется от покупки. Пёстрота содержимого хороша для обзора [ситуации в стране], но при чтении — это раздражает [Раздраже! =В].
Вот у нас (short_cmx_ru) есть общая ориентировка, у нас нерейтингованные (цензурой 15+ и проч., не наркоманские стрипы =) серии, т.е. те, которые для наиболее широкой аудитории. И мы этого придерживаемся при наборе авторов. Отсюда у нас непротиворечивость при общем издании серий где-либо.
Далее: цветность. Большинство серий — цветное. Цветной сборник — это кучаДЕНЕГ! Обесцвеченный сборник из цветных серий — теряет свою прелесть. Я предполагаю, что цветной сборничек страниц на 100 будет стоить издать где-то 2000$ для тиража в 1000-2000 экз.
Черно-белый — где-то половина и даже меньше.
Можно ради интереса поделить 30 000р. на гипотетичкое количество авторов, которые хотят издаться )
и еще: Комильфо предлагает как раз печататься авторам у них за деньги авторов. Так что этот вариант в качестве распространения самый кошерный. Только условия требуется серьезно обговорить по распространению и проч. обязанностям издательства. Т.е. я бы делал через них. Сумму на сборник они сами рассчитают — у них свои каналы, им удобнее.
Зачем это нужно и как это будет работать — пока что совершенно себе не представляю. Ну и издали, ну положили в магазинах и что, ждать чуда? Статистически — его не будет ) Но его можно сделать самому, но для этого нужен план. ) Марекетинговый…
Есть еще один пункт (почти еврейский): никогда не рискуй своими деньгами, если можешь этого избежать.
Выводы (это, правда, работа для хитровыделанного менеджера и маркетолога):
1. найти спонсора, инвестора (это реально, но тут нужна воображалка сильная)
2. Издаться на чужой платформе (в журнале договориться о спец-выпуске, где N страниц будет бонусными со стрипами). «Альманах», «Каталог КомМиссии», «Каталог Бумфеста», «Мир Фантастики»… (мы им материал, они нам — печать)
3. Дистрибьюция (распространяться с каким-то изданием в виде приложения). Это рекламный ход, деньгоневозвратный. К комиксному журналу попроситься в пакетик. Так точно дойдет до аудитории нужной.
…
Bogdan
KillAllHumans
Bogdan
KillAllHumans
Вариант 1. Печатать один сборник, большой блок. Обратимся к опыту Зайца ПЦ. Почему? Потому что позиционирование большинства вещей с АК схожее — упрощённая графика, упор на сюжеты, часто нецензурированные темы (не обязательно 17+, а именно такие себе специфические взгляды на жизнь).
Как делать — чёрно-белым, иначе его вообще никто не купит за такие деньги с такой графикой.
Что делать — первое: выбранные стрипы перереисовать немного. Заяц прост, но аккуратен, линии ровные, нет ощущения рисунка курицы задней лапой. Это -важно, ребят, лучше спрайты, чем слабая линия. И да, если изначально цветные стрипы переделать, а не просто обесцветить, картинка будет лучше. Второе: определиться с позиционированием; у меня в детстве была толстенная книга — сборник немецких коротких юмористических комиксов и каррикатур. Большая часть графики там на уровне пониже No Jam Today в восприятии казуала (я не наезжаю на Джем, просто для ориентировки сообщаю), книга хорошо продавалась. Делать серьёзное лицо и говорить, что мы концептуальные художники. Это работает.
Вариант 2. Периодическое издание. Во-первых, цветное, по крайней мере частично. Во-вторых, решается вопрос с тем, чтобы все вместились — рано или поздно до всех дойдёт. В-третьих, фидбэк читателей позволит скорректировать содержание следующих выпусков. В-четвёртых, единичный выпуск дешевле.
У кого это работает. Ребят, есть такой украинский журнал К9 — свяжитесь с его редколлегией, расспросите, как они работают — они такие же люди, как и вы, они хотят, чтобы их делом интересовались.
А ещё пока мы тут все сидим и говорим, что комиксы издавать негде, у нас в Минске издаются журналы копиксов — формат А5, бумага почти туалетная, графика детско-примитивная, разные авторы, местами хреновые исходники и масса боянов — но издаются, месяц за месяцем, продаются в киосках, имеют как ч/б, так и цветные страницы и постоянную аудиторию. Есть серия «Бронник» — это на рэпперскую аудиторию комиксы про реальных пацанов, брошюрки такие; Каламбур, Комиксы — аудитория в основном ранне-среднеподростковая, печатают в том числе любительскую мангу читателей. Они живы и всё у них хорошо.
Что делать — главный аргумент для спонсоров должен быть в том, что у нас а) уже есть масса контента, б) есть н регулярных авторов, выдающих постоянный приток контента. Именно из-за отсутствия контента в своё время в Минске Хэлот не запустил свой журнал комиксов, как хотел; он ещё для этого форум комиксистов собирал, к нам тогда Хатчетт, Альвена Рекк и Кузьмичёв приезжали.
Ну и красиво подать статистику, популярность.
Вариант 3, квазиреальный. Print on demand. В цивилизованных странах эта фишка есть давно — готовишь книгу в электронном виде, кто хочет — заказывает, иему печатают нужное количество экземпляров. Тебе идут роялти, если книгу заказали, и ты ничего не теряешь, если не заказали. Фокус в технологии печати, там особые типографские танки, из-за чего обычная проблема «чем меньше тираж — тем дороже» снимается. Да, цветные страницы и в этом варианте дорогие. НО — можно сверстать несколько вариантов, подороже — подешевле, на выбор пользователя.
Я знаю, что такое издательство готовится запуститься у нас. ProstoBook.com — я давно за ними слежу; они собирались открыться ещё ыв апреле, но зависли. Я так понимаю, из-за юридических вопросов. Но — там администрация хорошие, адекватные люди, и нужный типографский станок они уже приобрели. С ними можно связаться, обсудить реальность проекта.
По итогам всего сказанного:
— в любом случае, авторы должны быть готовы к тому, что графику придётся править. Чистить. Исправлять опечатки. Читателя нужно уважать, это во-первых; читать бесплатные стрипы в сети и платить деньги за бумагу — разные вещи, выдвигающие разные уровни требований к товару, это во-вторых, если хотите что-то продать, готовьтесь ради этого поработать.
— в случае поиска спонсора ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно составить бизнес-план и хорошее объяснение интереса для целевой аудитории. А значит, определить эту целевую аудиторию. А значит, само определение этой аудитории покажет, кто вписывается, а кто нет в формат.
— не бойтесь задавать вопросы напрямую тем людям, кто уже занимается изданием комиксов. Спишитесь с редакторами издательств и спросите у них, что бы они сами хотели видеть.
— Придётся работать над обёрткой. Концептом. Без него не продастся ничего. Это похоже местами на лукавство, да. Как и большая часть маркетинга.
Жаконда.
Predark
Lishtenbird
BraUnY74
BraUnY74
Bogdan
Predark
KillAllHumans
Lishtenbird
Вариант два, успокоительный для дядьки — в печать идёт доработанная графика и чуток эксклюзива. ПП, зайца ПЦ никто старые стрипы удалять не просил.
Predark
да и вообще надо начинать с чегонить приземленного и конкретного)
KillAllHumans
Bogdan
Lishtenbird
Ответственность никто брать на себя не хочет, а если берет, то остальные — не поддерживают )) Были там уже, видели )
Ну вот например, я могу переговорить с Комильфо и узнать, возьмутся они за этот проект или нет и сколько это будет стоить и что они обещают.
Ну а кто-нибудь может мне ответить на вопрос: какие авторы должны войти в сборник? (но не набрасывать кто под руку попал, а с мыслью сделать сборник представительным и классным)
(меня там, например, не будет, я лично за развитие stripline сообщества своего, т.е. если издаваться, то нашим сообществом)
Какое количество стрипов от каждого и сколько в итоге страниц в сборнике? Цвет или ЧБ?
Bogdan
Прям в депрессию вводите.
Duke
Если администрация берет на себя заботу о сборнике — тогда, конечно, подход другой )
Bogdan
п.с. все трое в разных временных зонах
Duke
Bogdan
Я просто поделилась собственными изысканиями, в конце концов, нам тут тоже регулярно идея публиковаться приходит…
Я могу Хэлота, в принципе, разыскать и спросить у него, как он в своё время собирался всё начинать. У него же вроде был план.
Predark
alphyna
DVan
alphyna
DVan
KillAllHumans
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.