-Здесь, мать твою, выход только через крышу! © Дольф Лунгрен
Сейчас я напишу здесь очень банальную и очевидную всем вещь. Российского веб-комикса как такого – нет. Открывая википедию, жамкая на кнопку инглиш и переходя на список веб-комиксов, я насчитал 121 статью. И это только те комиксы, которые прошли испытание википедией, а по факту на каждый из таких комиксов приходится около 3-5 комиксов, о которых википедия слыхом не слыхивала. В русском же разделе я вижу всего четверку оригинальных отечественных комиксов. Умножаем на 3-5 и получаем количество веб-комиксов, держащихся хоть в каком-то стабильном состоянии во всем рунете.
Это завязка. Если бы я читал все это после крепкой пьянки, находясь в состоянии токсикоза с налетом амнезии, я бы, конечно, забыл о логике и воскликнул:
«Кто ж этот ирод такой, поклеп чернильный пишет на наш родный отечественный веб-ком, который, черт возьми, я сам и рисую! У нас же, раздери тебя стикмен, давно образовалось целое коммьюнити художников и читателей! И качество некоторых работ не уступает классу международных комиксов! Да ссаной тряпкой тебе по лицу, автор!» Тут бы я, конечно, вспомнил, что это моя статья и продолжил ее писать.
Проблем у отечественного веб-комикса много. Нагляднее всего показать их в двух главных составляющих любого социально-творческого явления: создатели и публика.
А сейчас вспомним Дикий Запад. Так вот – нынешняя ситуация в российском (и вообще СНГ-ном) веб-комиксостроении – это НЕ Дикий Запад. Тут нет смелых первооткрывателей, ведущих дилижансы на Запад, в неизведанные и полные надежд края, а уж про бандитов-шерифов с кольтами и ковбоев с лассо – я вообще промолчу. А дело в том, что наш веб-комикс – это Америка, без золотых рудников на западном берегу. Большинство художников, умеющих рисовать, просто не видят перспектив в создании веб-комиксов, поэтому сейчас ими занимаются только преданные энтузиасты, серьезные художники, смеха ради, в качестве отдыха от «настоящих» работ, и целый рой художников-однодневок, бросающих свои поделки через пару месяцев.
Увы, на сегодняшний день, в рунете нет такого веб-комикса, создатель которого смог бы регулярно поднимать наличность («Полный Пока» не в счет, сегодня ее издают, завтра нет, послезавтра – да, это называется нерегулярно). Нет еще в наших краях Джеймса Маршалла, который откопает первый золотой самородок. Возможно, это звучит цинично, но хороший веб-комикс, как любая хорошая вещь, требует времени и сил. Чем больше времени и сил, тем лучше комикс. А теперь представьте, что к вам в дом заваливается толпа измазанных грязью шахтеров, берут под локоток, дают лопату и забрасывают в шахту, где за спасибо, вы разрабатываете урановую жилу. Так что труд энтузиастов от веб-комиксостроения нужно ценить. (Главное не перестараться – большинство творческих людей от минимальной похвалы начинают считать себя гениями, и отказываются что-либо делать, если поток похвал иссякает)
Плюс, конечно, малое количество платформ для публикации. Снимаю шляпу перед создателями «Авторского Комикса», но это капля в море – а из-за того, что жанр веб-комикса включает в себя предрасположенность к экспериментальным приемам рисования (кривые руки художника + сильное желание воплотить свою идею), в какие-либо «серьезные» площадки, веб-комиксы не проходят. Раскрутка же на своей платформе сводится к количеству френдов (если это ЖЖ) или к количеству денег, вложенных в рекламу (если стендалон). И да я прекрасно понимаю, что если комикс хороший – он раскручивается сам, но пока, почему-то, популярность веб-комиксов в этих наших интернетах определяется этим нашим количеством френдов.
Ах, вот еще – на успех комиксов из-за бугра рассчитывать смысла нет – найдите человека, кто будет переводить наши веб-комиксы на испанский/французский/суахили/*любой язык, кроме языков стран СНГ и английского*, публиковать и раскручивать, и можете смело сажать его в клетку и возить по городам и весям за деньги.
Так, теперь вторая проблема. Сегодня мы много представляем, так что представьте обычно улицу в городе %cityname%. Подходим к первому попавшемуся молодому человек/девушек 16-25 лет и спрашиваем, есть ли у них интернет. В случае отрицательного ответа возвращаем им мобилу и деньги, в случае же положительного, спрашиваем, знают ли они, что такое «веб-комикс». Нужны ли еще какие либо объяснения?
Если да, объясняю – рунетчики плохо себе представляют, что такое веб-комикс. В лучшем случае вам ответят, что
«Веб-комикс – это комикс, публикующийся в интернетах» © Луркмор
, в худшем, что
«это там где такой мужик в синем трико с буквой эс, а иногда там еще бетмен всех раскидывает». Главное правило экономики: если нет спроса, нет и предложения. О каком предложении можно говорить, когда для подавляющего большинства пользователей сети веб-комикс – это «цианид и счастье», возможно «хкцд», возможно «кад», ну собственно говоря – все.
Вот и выходит неутешительная зависимость: в рунете мало качественных веб-комиксов, а как следствие мало постоянных читателей, мало постоянных читателей – мало желания рисовать веб-комиксы, и, если честно, я не уверен, что является первопричиной.
Если бы я написал это, только из-за того, что мне скучно и писать все-таки полезно для мозга, смысл в моих инсинуациях не просматривался бы. Есть конкретные выходы – нужен пример для подражания, пока большинство комиксов рунета или берут вдохновение с запада, или не переворачивают жанр с ног на голову, как акын, описывая то, что видят, про расцвет комиксостроения можно забыть.
Вот прогноз: рано или поздно появится Мессия от веб-комиксов и даст толчок для роста. Может показаться, что я всю статью кляну отечественное комиксостроение, но, черт возьми, как еще расшевелить этих ленивых учеников художественных школ и вузов и просто людей, с прямыми руками? Надо рисовать больше, надо рисовать масштабнее, надо рисовать регулярно, надо брать руки в ноги, тьфу, кисти в руки и делать таки что-то. Ведь если пропадет (тьфу-тьфу-тьфу) «Авторский Комикса», «Комикс.ком.уа» у нашего зарождающегося веб-комикса есть все шансы остаться «той штукой, где мужик в синем трико».
Но колокольчики, радостной вести уже звенят – на той же «Коммиссии», появился отдельный раздел под стрипы. Уныло, но хоть видно, что лед тронулся, и толкают его кто-то кроме АК-шников.
В общем,
*внимание, неловкая метафора* отечественного веб-комикса нет, но сперматозоиды идеи уже ползут к матке умения, и, клянусь шляпой, рано или поздно они встретятся.
ЗЫ Надеюсь, это произойдет не с десятилетней разницей (как например мания на соцсети).
ЗЗЫ. А вообще десять лет прошло, пора бы уже, да.
Комментарии (26)
RSS свернуть / развернутьТеперь давай по теме.
Возьми США тридцатых, не надо дикий запад. Что мы видим? Газеты и стрипы. Стрипы спустя восемьдесят лет остались, а газеты, и это важно, ушли. Ну, вы поняли. Они как бы есть, но кого это волнует. И на что Мессие обращать внимание — так это на платформу. Опять же, понятно, что интернет. Но развитие вебкомикса как явления — не то что не в печати, а даже не в формате книг вообще.
Блин, надо подумать. Выражу более понятно — напишу.
Об эксперименте в сфере носителей и формы подачи нужно думать короче. Там твоё золото.
А так, конечно, очень всё правильно сказал) Если не знаешь, что делать — бери и делай что-нибудь, не стой на месте.
Predark
Вебкомиксы нигде и никогда не были и не будут ни культом, ни эпохой, ни пластом, ни медиумом, ничем. В Америке этих людей остановить, и они ответят абсолютно то же самое. А людей, зарабатывающих регулярный доход со своих вебкомиксов на всю планету сколько можно назвать? Гейб и Тайхо? Бакли? Монро? Ну десяток наберёте, и то вам честь и похвала. Это хобби. Всегда было, всегда будет, всегда останется. Есть профессиональные игроки в Starcraft, зарабатывающие тысячи долларов за матч, но это не делает из киберспорта профессию.
Гуляйте боком со своими мессиями, википедиями и тем более со спасением несуществующей индустрии. Это просто интернет, и мы все тут просто развлекаемся.
DVan
Dvan правильно сказал: веб-комиксы даже за западе не являются меинстримом. А у нас ситуация вполне позитивная. Два года назад, когда открывался «а-комикс», был только HelloACY, да наверное Evil Genius, плюс немного стрипов в ru_wk_comics. Остальное — переводы. Если подумать, два года — не большой срок, так что темпы роста индустрии веб-комиксов заставляют ВВП забиться в угол и дрожать.
Даже если у нас еще не как на западе, самое главное, что мы не стоим на месте — есть движение, есть развитие. И тут важно не стоять на месте, а продолжать двигаться вперед, не боясь перемен. Так что меня идея ждать мессию, который всех спасет, не очень привлекает. Есть реально много направлений для роста русского веб-кома, пока еще не испробованных, но очень заманчивых.
Gravedigger
Что за глупость вообще «ожидание мессии»? Как можно в здравом уме писать, что давайте со своих насестов кудахтать и ждать пока прийдет Человек-Грызлов и молча исправит всё?
Нету никаких точек бифуркации. Главное — коммьюнити, а оно совсем уж немаленькое на самом деле. И чем больше все вместе будут трудится и удерживать и наращивать аудиторию — тем больше будут прибыли. АК посещает 15 тысяч реальных людей в месяц, набивая миллион хитов за сто тысяч посещений. каждый месяц цифры растут. Все будет хорошо.
Duke
DVan
(ха-ха, по моей позиции в Сообществе Российских Комиксистов это заметно)
alphyna
Duke
И отечественного вебкома нет — он все, что угодно, а не вебком. К этому я и веду — культы-шмульты, все ерунда, вся суть в том, что бы самим собой. Какой масштаб, какие могут быть, такие же проблемы, как за бугром, если у нас пользователи толком то определния не знают.
Но да, это фантастика, что бы веб-комикс кормил автора, но в идеале он должен хотя бы окупать эти пару-тройку(ну или сколько там нужно) часов в день.
KillAllHumans
Duke
DVan
alphyna
Ну и плюс — у нас ест привычка долго запрягать, это да…
LeytoII
LeytoII где ты видел, что бы фанаты консольных игр были в каком-либо андергрануде? Сейчас ВСЕ направлено на консоли, из-за просты их освоения и низкого возрастного порога их пользователей. Но это уже оффтоп.
Я пытаюсь донести мысль, что веб-комиксы достойны того, что бы развиться в независимое от «старшего» брата явление в этом нашем рунета.
KillAllHumans
У меня никакой точки зрения нет. Я просто за то, чтобы не приходить на тематический комьюнити блог и первой же записью вывешивать простыню, что всё плохо, кругом немытые русские свиньи, и спасёт нас только Брюс Уиллис с пламенным стилусом в руке. Пока это единственная мысль, которая прочиталась более или менее чётко.
DVan
когда текст без отступов перед абзацами, он слипается — читается труднее. А с отступами бьется на части, которые легче воспринимать )
Bogdan
KillAllHumans
Bogdan
честно говоря, я, эээ, не уловила смысла поста. «всё плохо»? скажу прямо, я не считаю веб-комиксы такой прям необходимой составляющей культуры. это получше Ранеток, конечно, но явно хуже Достоевского. или даже чёртова Тарантино. серьёзно. и вообще я всегда рисовала с посылом «ололо френдов позабавить», а теперь, панимаиш, флагман индустрии. да нахрен надо.
алсо, публикации на бумаге вообще не критерий, веб-комиксы ведь не для того делаются. это так, бонус для фэнов.
alphyna
Вот и думайте, как расширять сообщество. До англоязычного нам далеко; английский языком интернета и остаётся, но просто попробуйте показывать веб-комиксы знакомым, любым: художникам, нехудожникам, комиксистам, просто случайным людям — ненавязчиво и просто как развлечение. Что-то наверняка получится.
octoraul
octoraul
это неправда, если б его не было, то и этого сайта не было бы и вы б тут не распинались, и никто б не комментировал.
Википедия — не показатель того, что есть и чего нет. Для некоторых авторитетным источником является БСЭ. но там и слова «Википедия» нет. и не факт, что будет.
ну, так займитесь исследованием, и актуализируйте википедию.
У веб-комикса проблем нет и быть не может. проблема — это когда хочется кушать, а нет денег на еду; когда на голову упал кирпич, и оказавшись в больнице под капельницей никак не можешь вспомнить, куда и зачем, собственно, шел по той чёртовой улице. проблемы — у людей, а не у социальных и творческих процессов.
Что же касается затронутой темы вообще, то претензии автора статьи к авторам веб-комиксов считаю необоснованными. объясню, почему:
1. комикс, и веб-комикс в частности, требует не только некоторого умения рисовать, но и умения выдумывать истории и ситуации. для этого нужен талант и жизненный опыт. талант раскрывается только когда его нельзя сдерживать ленью, или когда так складываются жизненные обстоятельства. а в нашей стране всё подстроено, чтобы человек больше ленился и двигался только в целях бездумного заработка.
а жизненный опыт на экране монитора не валяется, за ним надо выходить на улицу, попадать в переделки, знакомиться в неожиданных местах. ну, или читать в книжках.
2. для большинства зарубежных комиксмейкеров интернет — это лишь инструмент для решения своих интересов. для наших, особенно молодых да ранних, — среда обитания. вот в чём прикол.
3. спрос, конечно, может породить предложение. но не всегда именно на этом строится индустрия. вот, я прекрасно помню, что на йогурты лет 15 назад ну никакого спроса не было!!! и не было бы никогда, если бы кому-то не приспичило бы создать его и зарабатывать на нём. поэтому дело не в спросе, а в людях.
4. и наконец. индустрию комикса (если автора заботит именно её неразвитость) развивают не только художники, но и все заинтересованные.
любишь веб-комиксы, но не в состоянии их придумывать? тогда пиши про них статьи и публикуй всюду, где есть возможность. не умеешь писать статьи? организуй выставки или помогай издавать, делай сайты где будут их публиковать другие. не умеешь этого? реагируй на то, что делают другие: ходи на выставки, читай статьи, покупай комиксы.
а в целом, конечно, здорово, что вы ещё раз наступили на больную мозоль. иногда это бывает полезно
chedr
По этому нынешняя ситуация мне кажется нормальной. Да, веб-комиксистов мало. Мало и веб-комиксов. Но создавая свой рейтинг, я расчитывал на то, что сгруздившись в кучу, веб-комикс-комьюнити «распушится» и начнёт выглядеть визуально больше, и начнёт обрастать людьми. Как мне кажется, этот план успешно работает… Но главное — я верую, что сообщество комиксистов развивается под влиянием внутренних процессов, и если бы я не создал Рейтинг, его создал бы кто-то другой, если бы Каа не создал АК, его создал бы кто-то другой.
Swamp_Dog
KillAllHumans
Почему каждый автор не добавляет туда свой комикс? Потому что писать про себя, особенно под заголовком «известные комиксы», считается неприличным, и это плохо влияет на карму.
Почему фанаты комикса не добавляют его в Википедию? Потому что а) это не их дело, б) этих фанатов нету, потому что им неоткуда прийти. (Вариант «в) это паршивый комикс» отметаем за чрезвычайной сложностью определения «паршивости».)
К слову, интересно было бы спросить у Альфины и DVan'а, сколько переходов в день они получают с Википедии;)
Почему бы коллективно не создать на Википедии страницу со списком хоть тех же известных по Рейтингу комиксов? И пусть каждый автор напишет пару слов про свое творение. Если это провести как флэш-моб, проблемы «скромности» и «стоит — не стоит» отпадут сами собой. Каким бы комикс ни был, он есть, и об этом можно сказать.
Ну?
Lishtenbird
KillAllHumans
FYI, cо ссылки на нас, которую как-то обронила на своём сайте Альфина, у нас и то больше рефералов.
DVan
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.