Недавний
топик на АК напомнил мне, что я давно хотел написать (как всегда -_-) про один очень скучный юридический институт гражданского права, который имеет прямое отношение к комиксам. Да, я про
авторское право.
Зачем?
Вполне естественно, что не каждый автор будет хорошо разбираться в юриспруденции, и как правило, знания об авторском праве ограничиваются тем, что оно защищается, и что нужно ставить копирайты. Поэтому моя цель познакомить всех желающих с основами авторского права, научить защищать свои творения, ну и заодно рассказать много чего интересного.
Почему именно я?
Потому что я, получая юридическое образование, выбрал путь специалиста в области авторского права. Соответственно, рассказывать буду о родном, о наболевшем. :)
Информации слишком много для одного поста, поэтому я решил разбить ее на тематические статьи. Эту я посвятил, наверное, самому нелюбимому – истории, а в последующих обещаю рассказать о самом авторском праве, проблемах защиты в интернете, свободных лицензиях и многом другом.
Если вас что-то интересует в вопросах об авторском праве – смелее задавайте прямо в комментариях, я постараюсь их осветить в дальнейших статьях.
Как зарождалось авторское право?

Давным-давно, на просторах бескрайней тогда Древней Греции жили-были философы. Философы были мудрыми и могучими людьми, и писали они рукописи научного значения. И читали их рукописи ученики и другие философы, и тырили идеи в свои рукописи. И разозлились философы: негоже чужим людям присваивать себе авторство столь гениальных идей! Но философы были людьми мудрыми и не обижались подолгу на этих грешных смертных. Поэтому подписывали свои работы, ставили дату и были этим довольны. И служили их идеи человечеству верой и правдой, и служат поныне, несмотря на то, что уже невозможно понять, кто был автором на самом деле.

XV век. Жанна д'Арк освобождает Францию, Колумб убегает от аборигенов, совсем забыв про Испанскую инквизицию, а Эцио Аудиторе бетатестирует летательный аппарат да Винчи. Кхем. Так вот, в это темное и сложное время немец по имени Гуттенберг заново изобретает печатный станок. Радости было невообразимое множество: наконец книги станет проще издавать! Станки плодились по миру, плодились и книги, и, понятное дело, возникла проблема защиты авторских прав. Но в то глубоко религиозное время считалось, что все произведения сделал Бог руками смертных безвольных людей, поэтому смысла доказывать кто автор не было.

Продолжалось это почти три века, пока галантные англичане вдруг не решили: «Сэр, а не угодно ли нам созвать Палату общин и принять несколько законопроектов после дневного чаепития?» Пили чай долго, больше года, и приняли, наконец, закон. Королеве Анне, которая правила тогда, очень понравился этот закон, и джентльмены уступили ей право назвать его в честь себя любимой – Статут королевы Анны. Но, увы, Статут защищал не сколько автора, сколько книгоиздателя, давая последнему 14 лет книжного «эксклюзива». Бэм! Вот она – точка зарождения современного авторского права. Начало XVIII века.

Через полтинник лет, недалеко на континенте, темпераментные французы взяли Бастилию, и увидели они, что это весело. Французы очень любили развлекаться, поэтому они решили порадовать себя еще и прилюдной казнью своего короля под крики «свобода, равенство,
упя братство». Короче, в щепки развалив свое государство, нужно было построить новое, с блэкджеком и республиканской формой правления. И сказали они: «Эти мизе'абль англьичане совсьем увязли в своих книгах и забыльи п'о вельикое искусство теат'а, мьюзик и ка'тин! С'э тюн инасептабль!» И приняли они несколько законов, защищающих авторов не только книг, но и артистов, художников и музыкантов. И тут покатилось…
Сегодня авторское право в большинстве стран мира охраняет фактически любое творчество и дает авторам абсолютный контроль над своим детищем. О содержимом этого абсолюта и хорошо ли он влияет на развитие культуры, я расскажу в последующих статьях.
To be continued…
Комментарии (16)
RSS свернуть / развернутьBraUnY74
Swamp_Dog
Kaita
Очень нравится =) Буду с нетерпением ждать продолжения.
Salamandra
Kaita
Salamandra
Я не хочу чтобы любыми другими путями книга попадала к потребителю (торренты, варезники итд итп)
1) Что мне делать?
2) Какую опасность может нести то, что моя книга есть в html полном доступе на сайте?
ArtemTokranov
2. Если доступ будет без защиты от копирования — сопрут за милую душу. Если с защитой — люди будут приходить читать, чтобы не тратить деньги, но любая защита дает соблазн выложить на торренты, файлообменники и так далее.
1. Надо пересмотреть свои интересы. Если интерес распространить информацию в книге — тогда забыть про обиду «они же будут рейтинги на торрентах мною накручивать» и расслабиться.
Если интерес срубить бабла и только — можно, конечно, пытаться угрожать слону-интернету палкой в виде выискиваний копий своей книги на файлообменниках и торрентах и через специальные службы (а они есть фактически на каждых уважающих себя торрентах и файлообменниках) требовать закрыть раздачу. Но толку в этом нет, как уже известно. Только силы тратить.
Во втором случае нужно понять, что в информационную эпоху доступ к научной или художественной литературе (а я не думаю, что книгу, которую издают указанным выше способом, будет другой) должен быть открытым и бесплатным. Это вполне естественно. Почему авторское право запрещать выкладывать там-то и там в этом случае является ошибкой — я расскажу в статьях подробнее (там слишком много аргументов).
Зарабатывать изданием книг в бумажном\электронном виде можно, но запрещать при этом распространению своего дитяти другими путями — глупо. Тем более, когда дается бесплатный доступ в интернет со стороны автора на его сайте, говоря как бы этим: «я делюсь со всеми».
Вывод: нельзя запрещать людям делать то, что для них естественно. А именно — распространять информацию, которая не под грифом «секретно».
Есть необходимость реформировать авторское право по всему миру, чтобы избегать этой глупой херни в виде запрета посмотреть видео в ютубе, если ты живешь в России; кучи исков за нарушения авторского на людей, которые выложили у себя в блогах фотожабы, и так далее.
Kaita
Моя книга — учебник по сложному программному обеспечению (ПО). В отличие от остальных учебников это не просто копи-паст документации к ПО, а уникальная информация, которую не найти ни в других книгах ни в интернете.
Я специально уволился с работы и потратил полгода на её написание. Я дал почитать её нескольким специалистам и новичкам. Они подтвердили высокую ценность этой книги.
Я хочу получить деньги за свой труд. Но тут возникает проблема.
1) Владельцы ПО платить мне за выход книги не хотят, вместо этого они предлагают чтобы я работал над их официальной документацией. Но я этого не хочу, это предполагает переезд и итд.
2) Издатели хотят мою книгу, но предлагают копейки.
3) Имеет смысл продавать только электронную версию книги или бумажный вариант через сервисы вроде prostobook.com, где я смогу установить цены, которые меня устраивают. Но тут без рекламы не обойтись. HTML-версия в свободном доступе решает две задачи — она рекламирует книгу и позволяет с ней ознакомиться чтобы оценить.
Из того, что вы написали, я понял, что 3-ий пункт тоже нежизнеспособен.
Получается, что единственное, что мне остаётся, это вести курсы, где мне пообещали хорошую оплату. Но я так не люблю эти курсы на которых собираются люди, которые неспособны ту же информацию извлечь из книг и которым нужно чтобы их водили за ручку.
Вопрос такой: в современных условиях книги наподобие моей не стоит писать?
ArtemTokranov
Тертий вариант из предложенных хорош тем, что автор предлагает читателю узнать, за что он заплатит — это хорошо, это покупатели любят. При таком варианте, добросовестный читатель захочет заплатить деньги за книгу самостоятельно. Можно стимулировать покупку выложив книгу не полностью, я для ознакомления в какой-то ее части. Но тут надо быть острожным: слишком мало информации или «заплати, чтобы получить самое важное» не дадут результата. Желательно выбирать таким образом, чтобы платная версия давала приятные бонусы, или была необходима для более профессионального изучения ПО, к примеру. Что-то наподобие бесплатной и профессиональной версии.
В мире Интернета заставлять платить читателей = не получить ничего. Нужно найти способ заинтересовать читателя самим заплатить деньги. Удачный этому пример подают инди-разработчики игр, которые не ставят никаких защит на свою продукцию, но при этом качеством и мелкими бонусами стимулируют платить им миллионы (World of Goo, Braid).
Кстати, успех продаж такого учебника напрямую зависит от популярности того ПО, работы с которым он учит.
И еще: выставлять цену, которую хочется автору, если эта цена слишком завышена для читателей, также не даст результата. Чем меньше цена — тем больше желающих ее заплатить. Если ставить маленькую цену — есть шанс, что купят в разы больше людей, и в итоге можно заработать денег больше, чем устанавливая цену, которая может окупить все затраты за несколько покупок. Пример номер два: распродажи за «почти даром» всегда дают больше денег, чем полная цена. Доказано Steam-ом.
Kaita
Посмотри в сети, сейчас есть такая штука, как «продажа инфопродукта». Инфопродукт — книга, аудиокурс, всё, что угодно, что является информацией и может быть продано через интернет.
Так вот, искусству продавать инфопродукты сейчас учат: кто-то на своих веб-курсах, кто-то выкладывает учебники по раскрутке блога. Это надо погуглить, полазить по сайтам — соберёшь информацию и поймёшь, где какие тонкости.
В двух словах: используется авторский блог, регулярные вбросы информации на нём (некоторые курсы точно рассказывают, сколько чего надо), общение через него. Дополнительно можно вести вебинары — те же курсы, но по скайпу, под них есть даже специальные сайты.
Правило 1: не выкладывать тот контент, который хочешь продавать, полностью.
Правило 2: быть честным, корректным, информативным при общении с людьми, как напрямую в переписке. так и через статьи. Потому что продажи ведутся на основе твоей репутации. Если ты вызываешь уважение своей компетентностью и своей адекватностью (второе тоже очень важно), то ты получишь покупателей.
Нет, ты не разбогатеешь на этом баснословно. Но ты получишь некоторый денежный профит, свободу от редакторов/начальников курсов, респект и уважуху, а также некоторое количество интересных собеседников и единомышленников.
Опять-таки, если твоя книга действительно уникальная и нишевая, то да, ты можешь неплохо заработать, если донесёшь информацию до своей целевой аудитории. Опять же, метод тот же — блог, статьи, инфореклама.
Есть куча авторов, таким образом работающих. Навскидку:
— «Букварь сценариста» Молчанова (выкладывал статьи в сети, вёл такие себе курсы — после каждой статьи давал домашнее задание, ему писали письма, и он разбирал ответы). Когда Букварь был напечатан, первый тираж разошёлся за крайне короткий срок, пара месяцев, кажется — допечатывали.
— Василий К., певец — выкладывает все свои записи у себя на сайте, половина альбома в свободном доступе, половина — платно. Живёт с таких продаж и с концертов.
— был ещё один сценарный учебник, где давались алгоритмы по ТРИЗ. В сети было оглавление и некоторые главы. Мы очень хотели купить книгу, но автор пропал (вообще, его и его знакомые тоже не могли найти; поэтому и название приводить здесь незачем).
— вот те самые авторы инфопродуктов — их целая большая туса, найдёшь одного — выведет на остальных. В основном темы у них — мотивация, успешность, заработок в интернете, ведение успешных блогов; но есть и нишевые профессионалы, кто-то про живопись, кто-то по психологии детей и т.п.
Predark
Kaita
ArtemTokranov
Predark
KillAllHumans
нам АП практически в таком же виде преподавали (с уклонам, конечно на художников и соответствующие нашим творениям статьи).
А так же было интересно почитать ответы по поводу литературы.
KoLeSta
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.