Это моя первая статься, а потому не судите строго. Я читаю на webcomunity.net множество интересных статей, посвящённых созданию веб-комикса. Но пока нет ещё ни одной, посвящённой созданию, возможно, самой важной части любого произведения, к какому бы жанру они не относились. Это персонажи. Вы можете рисовать, как наследник Да Винчи и Пикассо, писать гениальные сюжеты, которые заставят читателей смеяться и размышлять, создавать миры с продуманной историей и сложнейшей культурой. Но всё это останется лишь картинками с текстом, пока вы не добавите этот ингредиент – персонажей. И для того, чтобы полностью разобраться в этой проблеме, я расскажу не только о веб-комиксах, но и о других жанрах.
Начать стоит с одной из главных моих идей. Это разделение на две школы организации персонажей и их взаимодействия. Я называю эти школы «восточная» и «западная». Конечно, есть и Голливудские фильмы, несущие печать восточной школы, есть и азиатские произведения, созданные под влиянием Запада. Но я буду условно называть их именно так. Тем более, что суть – не названия, а то, что скрывается под ними.
Итак, начнём с Восточной школы. Так, как основные источники нашего знакомства с Азией – это Япония, а если быть точным японские манга и аниме, то о них я речь и поведу. Аниме-хейтеров прошу не хлопать дверью, а просто немного потерпеть.
Самая главная черта любой школы – место главного героя. Для восточной школы характерна система схожая, если угодно, с Солнечной системой. В центре – обычный жёлтый карлик, который мог бы стать самой заурядной звездой, если бы у него не было бы восьми планет. Одна из которых является обитаемой, а ещё четыре – газовые гиганты.
Вообще, для Японии характерен культ Обыкновенного Японского Школьника. Берём самого заурядного человека, кидаем в него чемодан с куклой, сажаем в один класс с помешанной на инопланетянах девушкой или даём силу убить кого угодно – и понеслась! Подчас этот герой более не играет никакой серьёзной роли. Сюжет развивает уже не он сам, а его окружение, остальные персонажи. Всё концентрируется на них. А главный герой в восточной школе условен. Он – отражение зрителя. Мы смотрим сериал не про него, а вместе с ним. Характер героя, как правило, мало выписывается. Он слабо запоминается, он не играет роли. А вот его окружение…
Японцы очень хорошо научились создавать ярких и запоминающихся персонажей. Львиная доля популярности известных аниме-тайтлов – не в рисовке, не в сюжетах, а именно в персонажах. Как они это делают? Дают персонажу какую-то необычную черту, которая позволяет чётко идентифицировать его (потому, возможно, косплей так популярен), активно используют так называемые cacth-phrase (а ведь многие знают Суисейсеки исключительно под именем Десу), используют яркие и необычные черты поведения (ноги на стул и много сладкого – вы уже поняли о ком я?). В восточной школе умеют делать очень выпуклых персонажей. Гротескных, если можно так их называть.
А что же на Западе? А на Западе у нас Голливуд и очень развитая индустрия научно-фантастических сериалов. Ну и само собой, комиксы. Посмотрите на их заголовки. «Супермен», «Человек-паук», «Люди Х» — уже начинаете чувствовать разницу? Именно так, в западной школе главный герой – это Главный и Герой. Он – локомотив, который тянет на себе весь сюжет. Яркими и необычными характерами, способностями и обликами наделены только два вида персонажей – Протагонист и Антагонист.
Небольшая иллюстрация различия всех этих тагонистах. Спасибо Ричард Балью за Орден Палочки.
Да, есть Гарри Поттер и Волдеморт – остальные лишь фон, сколь рыжими и умными они не были бы. На Западе царствует Культ Избранного. И если Гендальф сказал, что Фродо Бэггинс отнесёт Кольцо Всевластия в Ородруин – тут уже хоббиту никак не отвертется. Нео предложили две таблетки – и все уже знают, что он выберет пробуждение от Матрицы, ибо он — Избранный. Как уже упоминалось, наибольшее развитие это явление получило в классических комиксах. Они посвящены одному персонажу (или группе персонажей). Тайтл можно перезапускать хоть до второго пришествия. Потому, что если есть Бэтмен и Готем-Сити – это комикс про Бэтмена. И ему никогда не стать комиксом про его дворецкого.
В западной школе, иногда вместо одного персонажа может выступать целая группа героев. Каждый из них – это личность, но нет ярко-выраженной серости, как в аниме. Уже собираясь вместе – они есть то, за что мы их потом полюбим. Например, возьмём Dreamworks и их «Шрека». Есть целый сонм запоминающихся персонажей – Шрек, Ослик, Кот-в-Сапогах (и его непередаваемый жалобный взгляд). Уже вспомнили их и улыбнулись? Теперь вы понимаете, о чём я говорю.
В Западной школе кульминация никогда не падёт на плечи окружения героя, даже частично. Главный герой часто остаётся один на один со своим антагонистом. И никто другой не имеет права взять Меч Без Имени и сразить Ризенкампфа, кроме лорда Скиминока. Главный признак Западной Школы – это именно она, кульминационная битва Добра и Зла.
А теперь давайте спроецируем всё, что мы только что узнали на веб-комиксы. И вы уже наверняка можете условно разделить их. Например, A Modest Destiny – ярко-выраженная восточная школа. Я уже упоминал, что слова «восточный» и «западный» во многом условны, а уж в мире веб-комиксов и Интернета, где уже давно построен коммунизм и забыли про границы, так и вообще несущественны. Вы, конечно, можете сказать: «Разве Максим серость, ненужная для сюжета?». И я отвечу, что нет. Но у него не было никаких характерных особенностей ни в облике, ни в характере. Можете двумя словами охарактеризовать его? Нет. Хьюберт – вор-алкоголик, Хектер – живой доспех, Дженни – бармен Тень. А Максим? Он серый. Когда у него появилась особенность – повязка на глазу, он стал подозрительно часто исчезать со страниц комикса. Мне кажется, что сам Ховард понимал, что комикс читают отнюдь не из-за Максима. Из-за слизняка, из-за Лорда-Вампира Пушистика, из-за Люсиль, но не из-за Максима.
А вот Ctrl+Alt+Delete – это Западная школа. Этан, Лукас, Лайла, Скотт – среди них нет ОЯШа. Нет кого-то пассивного, все они двигают сюжет вперёд. У них у каждого есть свои характерные черты, присущие только им и придающие им шарм. И нет среди них серости, которая всё начала, но давно забыта.
Какая школа лучше, какая хуже? Нельзя сказать этого с определённостью. Следуя пути Востока, вы можете содержать вокруг главного героя множество персонажей и постоянно вводить новых. Сильно перегрузить сюжет ими не получится, если вы будете соблюдать меру и подходить к каждому из них индивидуально, каждому придумывать историю и характер. Это хорошо для длинных сюжетных комиксов. Главный герой – это головка машины Тьюинга, ползунок видеопроигрывателя. Он движет вперёд остальных персонажей. Он – в хвосте состава, но именно он его и толкает. Понимаете, главный герой должен стать вашей константой, чем-то неизменным. С ним ничего не может произойти, его характер не меняется, цели и мотивы – тоже. Ну, вы можете производить маленькие и не критические изменения – но всё это должно быть эволюцией, никаких революционных изменений.
А вот остальные пусть вскипают при малейшем потеплении. Пусть старые персонажи становятся из врагов друзьями, а из друзей – врагами, а новые приходят и уходят, пусть за спиной героя строятся многоходовые интриги, летят головы и заключаются браки. Повествование будет развиваться, пока главный герой жив и здоров.
Запад же предлагает другой ход. Западная школа – для стриповых комиксов. Группа ярких персонажей (Ася, Исполнитель Желаний, Гала, Мурзик и так далее) или лишь один Человек- Предел – не важно. Важно то, что среди них нет никого, кто был бы неинтересен. Когда весь сюжет раскрывается максимум за десяток стрипов (а 10-стриповый сюжет – норма для Праздника Греха), то нет места для обыкновенных. Нужна серость – вводим электронного болванчика на один стрип, которого можно и убить, так как не жалко. Каждый из героев должен быть особенным. Иначе, либо читатель заскучает, либо главный герой быстро забудется.
Конечно, западную школу можно применять и для сюжетных комиксов. Но тут надо будет действовать хитрее. Если с одним героем всё просто – один герой, один антагонист, одна сюжетная линия, то с группой всё сложнее. Надо будет постоянно разбивать сюжетную линию на несколько маленьких (смотри «
Орден Палочки») по одной на каждого персонажа. Вообще, на Западе царствует эгоцентризм. Дарить внимание каждому одновременно, как на Востоке не получится. Отсутствует серый цемент, который связал бы всех воедино в одной сцене. В любом случае — выделится главный, а остальные начнут подпевать. И вам придётся как-то переключать свет софитов на следующего Главного Персонажа, чтобы сделать его запевалой на следующий эпизод.
В принципе, вот и всё, что я хотел сказать. Комментарии и дискуссия приветствуются, ибо только в споре рождается истина.
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернутьKillAllHumans
Да и кульминация, выражающаяся в битве Добра со Злом также характерна для определенных жанров в манге. При более подробном анализе, если рассматривать все поджанры и не брать только самое популярное, это очень заметно.
sai_kin
Rozen Maiden
> сажаем в один класс с помешанной на инопланетянах девушкой
Харухи Судзумия
> даём силу убить кого угодно
Death Note
Вообще, почему, нет такого особого культа. Просто большинство аниме-сериалов рассчитаны на подростковую аудиторию, хотя да, так-то манга и аниме есть на любой возраст и пол, можно легко вспомнить повседневность хоть про кота (Ти/Чи). Да, примерно половина всего аниме/манги — школа. С другой стороны — всего лишь половина.
«Яркие персонажи в восточной школе» — не очень, скорее всё стереотипно, есть несколько готовых шаблонов и зависят они от конкретного направления. К примеру гаремник выглядит так: главный герой, плохо изображенный дабы зритель мог отождествить с ним себя, генки (яркая, активная, зато характер непонятен), моэ (красивая и краснеющая), цундере (вспыльчивая, но тающая), кулдере (замкнутая и молчаливая) и проч. Любой персонаж описывается его типажом.
Нет ярких персонажей. Как правило, дичайшей популярностью пользуются замкнутые и задумчивы персонажи, особенно кулдере (Рей из «Евангелиона», Юки из «Меланхолии»). Харухи Судзумию же вообще некоторые упрекнули в том, что она как-то бесхарактерна, активная, жизнь бьёт ключом и что?
Разумеется, в японской анимации есть экшены, где уникальный герой находится в уникальных обстоятельствах, навскиду «Darker than Black» (не школа, классный сериал с кучкой OVA и русской лолитой во втором сезоне, кстати). Есть и веселее, где вполне обычный человек оказывается в необычных условиях по типу «Тетради смерти» (экшен) и «Меланхолии Харухи Судзумии» (гарем, повседневность, sci-fi). Бывают аниме, вообще рвущие шаблон в клочья — «Волчица и пряности» (фэнтези/торговец/путешествия/краткий курс экономики/фансервис/оборотень-богиня-девушка). Для него ведь просто категорий ясных не существует. Но всё теряется на фоне подобных «K-ON!» (тортики, музыка, повседневность, девочки, нет мальчиков) и «Toradora!» (гарем с плоскогрудой цундере и изначально очевидным концом, две женских драки за одного главного героя на протяжении 25 серий, но мир реален).
Но и на Западе существуют комедии/игровые фильмы/любовные об обычных людях в обычных ситуациях. Голливуд — это не только Супермен и Бэтман. Хотя комиксов про обычных людей для они не рисуют, да, обязательно уникальный герой.
Столь различных школ нет, просто Голливуд не отметился таким жутким количеством произведений о школе и нашем инфантильном подростке.
octoraul
BraUnY74
А вот в AMD есть ГлавЗЛО. Я бы отнесла к Западу.
Kardalak
BraUnY74
кхм. я выводом согласна. потому что центральный ОЯШ нужен только для того, чтобы раскручивать вокруг себя движуху, он — медиатор, если хотите, художественный приём, а не персонаж. (ну это не считая самоотождествления с ним рядового потребителя, что хорошо сказывается на продажах.) а движуха возможна только в определённых масштабах.
alphyna
Кстати, забыл упомянуть отдельный подход. KillAllHumans, увидел тебя, вспомнил.
Этот подход очень ярко проявился в ЦиХе. Да, это когда вообще нет пересонажей (если не считать героев повторяющихся скетчей), каждый новый стрип — новые герои на один раз, которых не жалко.
BraUnY74
alphyna
TiM
Я думаю создать ещё одну статью. Тоже о персонажах. А именно поговорить уже о конктретных типажах.
BraUnY74
BraUnY74
Lishtenbird
BraUnY74
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.