Интервью с Жакондой

Рубрики: Блог, Интервью
Автор: cart

Интервью с Жакондой

Мы возобновляем серию интервью людьми занимающимися созданием комиксов и сегодня на вопросы отвечает Жаконда — автор Necrogigikon'а и The Highest Sea.

Carte> Откуда пришла идея заняться рисованием комиксов?
Жаконда> Когда летом 2000 года увидела у кузины карандашный набросок на шесть кадров. Комиксы видела и раньше, но мысль, что мы и сами можем так рассказывать истории, меня тогда захватила целиком и полностью. В то лето мы отрисовали вдвоём кучу самопальных вещей, начав с комедийного фанфика на Дункана Маклауда. Я была сценаристом и идейным вдохновителем, рисовала куда хуже кузины — мы поделили персонажей, каждый делал своих.
Ну, а потом я решила, что продолжу заниматься комиксами, когда улучшу свою рисовку. И ничего серьёзного не начинала девять лет. Если бы я эти девять лет рисовала комиксы, пользы было бы больше.

Carte> А кузина продолжала рисовать?
Жаконда> У меня две кузины и родная сестра — все с художественным образованием. Все три порывались в разные периоды рисовать комиксы — в стол; Леська, с которой начинала я, продержалась дольше всех. Пару лет назад она делала комиксы на заказ. Но собственных комиксов, которые можно было бы показывать публике, они не делали. Потому что идей не было. Когда в Минске предполагалось начать издавать профильный журнал, и собирали форум комиксистов, Леська тоже идеей загорелась, и мы думали начать снова работать вместе, но проект заглох не начавшись.

Carte> Почему именно через 9 лет ты вернулась к этой идее?
Жаконда> Потому что родился Марк.

Я тоже делала почеркушки в тетрадках, писала сценарии, отрисовала парочку коротеньких историй. Я хотела заниматься комиксами всерьёз, но потом, когда-нибудь, как сойдутся звёзды, рука станет твёрже, слог лучше... А с появлением ребёнка поняла, что не будет никакого потом. Сегодня пелёнки, завтра стирка, работа — дел всегда будет много; а потом твоё дитё придёт к тебе с спросит: «Мам, а ты когда-нибудь мечтала? И что ты сделала?»

Carte> Так Марк является первым читателем твоих комиксов?
Жаконда> Нет, Марк пока веб-комиксы не оценил; он предпочитает физические носители, которые можно весело порвать. Из чтива уверенно выбирает классиков — Курочку Рябу, Колобка и Теремок.

Carte> А у тебя с сюжетами проблем нет?
Жаконда> Сюжет — единственное, с чем у меня нет проблем ). Да, поначалу сюжеты были не ахти — но были всегда; кроме того, в этой области у меня было море практики, в сфере ролевых игр. Я серьёзно изучаю теорию сюжетостроения и сценарного дела.

Carte> А как ты их изучаешь? Читаешь какую-то специальную литературу?
Жаконда> Основы построения сюжетов мы с мужем изучаем по учебникам как сценарного дела, так и литературного. Одно время писали художественную прозу, есть даже две публикации в украинском журнале, ныне закрывшемся; рассказики ученические с характерными огрехами, мне уже за них стыдно.

Постепенно мы осознали, что до настоящих литераторов нам расти и расти, и сложности на этом пути в том, что я думаю картинками, а Кейл пишет живо и образно, но слишком эклектично (и не особенно грамотно). В общем, посредственных писателей сейчас много, а вот неплохих комиксистов мало.

Carte> И как ты находишь сюжеты?
Жаконда> Чтобы получился хороший сюжет, мне нужны две составляющие: качественный персонаж и — как бы это лучше выразить? — физический движок мира, в котором будет происходить действие. Причём персонаж первичен — если у меня есть чудесный харизмат, его можно поместить в какой-нибудь антураж и будет хорошо; если есть мир, но нет героев, которые бы его исследовали — ничего не выйдет.

Под «физикой мира» я имею в виду законы, по которым работает придуманный антураж: к примеру, там работает некромантия и есть вампиры, общество знает о первом и догадывается о втором — и мне нужно знать, как именно работает некромантия, работает ли при этом экстрасенсорика и если да, то какая, как выглядят социальные институты и прочая. Потому что даже если читатель 80% этой информации никогда не узнает, на таком скелете удобнее наращивать «мясо» ситуаций, и результат не будет противоречивым и лишённым баланса.

Придумывать историю иногда начинаю с ситуации — классический вопрос «а что если?..», и потом подбираю или делаю под ситуацию чарактеров, иногда у меня возникает отличный character, и я ищу под него историю, в которой он мог бы раскрыться. Пробовала работать «от идеи» или по схемам — у меня выходит плохо и бездушно.

Вот это - самый-самый первый выпуск Джиджиков, первое появление Рори. Нигде не публиковался - про некрофак я потом придумала, изначально предполагалась полноценная история, а не стрипы
Carte> Твой комикс Gigiks имеет интересную тему — университет, в котором есть некрологический факультет и все главные герои там учатся. Откуда взялась такая идея?
Жаконда> Чтобы рисовать шутки каждый день на протяжении сколько-нибудь существенного времени, нужно хорошо знать тему, на которую собираешься шутить. Я просто соединила две темы, хорошо мне известные: студентов и смерть. Студентов — потому что сама, считай, вечный студент; а смерть у меня в сфере научных интересов, у меня про неё курсовые проекты, я читаю массу литературы на тему и могу говорить о специфике часами. Часть героев, кстати, была перенесена из старых попыток делать регулярные комедийные серии.

Carte> Расскажи об этих старых попытках.
Жаконда> Было несколько.
Из «опубликованных» самой первой была четырёхстраничная чиби-манга про блины, которую я в сунула в единственный номер журнала про аниме для клуба Анибел, вышедшего под моей редакцией. Звучит пафосно, и какое счастье, что история этого позора не сохранила.

Несколько раз я начинала разного формата комиксы про феечек в матрице (один выпуск, сценарии следующих общественность забраковала, и я забила), про разумных мух и рыбок (так и лежит недорисованное). Четырёхстраничная страшилка на английском и трёхстраничная зарисовка про городских фей — главной проблемой всегда было техническое исполнение.

DiceSlingers, старые-престарые. Первый дизайн Дзеты

А вот здесь Кир (его хвост потом переместился на голову, став просто оригинальной причёской)
DiceSlingers — самая удачная попытка, по крайней мере, там вышло несколько выпусков; история про кулебяку была вроде даже ничего. Дальше читатели мне заметили, что им ничего не понятно, и если я хочу делать юмористические стрипы, то они должны быть попроще и сюжетно самодостаточны. Кроме того, не удался эксперимент со стилем рисовки — мне было просто неудобно.

Архимёбиус, единственный сторонний комикс, за который мне сейчас не стыдно
Архимёбиус — мне нравится его делать, но его всего три с половиной выпуска, сюжеты необходимого уровня приходят в голову крайне редко. Так что на серьёзную самостоятельную серию не тянет, и, опять-таки, он не рассчитан на массового читателя.

Carte> «Вышнее море» ты делаешь вместе с мужем. Как вы распределяете обязанности?
Жаконда> Мы как-то писали об этом ) (Как делается Вышнее море).

У «Вышнего моря» особая история создания. Я загорелась рисовать комикс, придумала персонажей — трёх мышей, но долго не могла придумать о чём, собственно, история и каков мир. А когда идея внезапно появилась — а появилась она из ряда теоретических философских концепций, — муж тут же нашёл в ней нестыковки, потому как он у нас социолог. И вот об этом мы и решили рассказывать — мы взяли по одному главному персонажу (их в «Море» два) и через них проводим каждый свою линию в дискуссии. Конечно, голое теоретизирование вышло бы скучным, так что кроме утопической концепции в комиксе есть и нормальный сюжет с интригами и приключениями.

The Highest Sea, Chapter 1, Hameln 20 000
Кроме того, у мужа куда лучше получается художетсвенный текст и живые диалоги. Идеи идеями, но донести их до реципиента — та ещё задача. Так что муж выступает в роли сценариста. Мы вместе обсуждаем план главы, расписываем основные события, действия и мотивы пресонажей, обсуждаем, как будут расставлены акценты (в каждой сцене есть не только действие, но и мысль, которую эта сцена иллюстрирует; если сцена не работает на основную идею — мы её выкидываем). А потом он расписывает сценарий, раскадровку и текст.

А ещё муж занимается львиной долей общения в Интернете, на которое у меня просто нет времени и часто возможности, так что он у нас ещё и менеджер проекта ).

Carte> Какие комиксы ты читаешь?
Жаконда> Веб-комиксы — много наших (Пародии на жизнь, Неманга, Hello ACY — кто ж не читает HA; Коробка Алисок, Дяденька Боженька, Поход на свою голову — этих туканов люблю особенно, они очень смешные; ещё разные). Из иностранцев особенно люблю PhD, Nichtlustig, Pearls Before Swine, Кальвина и Хоббса (а это стрипы-страшилки, я серьёзно).
Если говорить о больших комиксах, то регулярно перечитываю SkyDoll — это мой творческий идеал; читаю законченные истории, бесконечные сериалы не люблю. Когда-то читала мангу, больше не буду. Заодно не люблю супергероев, кроме Даркнесса. Вот, как-то так.

Carte> Как ты учишься рисовать: по книжкам или где-то занимаешься?
Жаконда> Рисовать учусь исключительно по книжкам. Вокруг меня много людей с художественным образованием, но спрашивать у них что-либо очень тяжело: простой, казалось бы, вопрос поднимает целый пласт академических знаний, которыми я не владею и без которых осознать всю глубину своей безграмотности и бесталантности не могу. Исключение, разве что, Блазан, который тоже рисует комиксы, и по этой части лекции читает понятно и с удовольствием; правда, у нас совсем разные стилистики и любимые программы — он адепт Мангастудии, я всё-таки осталась в Фотошопе, — так что большинство его советов я не всегда могу сразу применить.

Вообще, критика вещь очень полезная, она отрезвляет и заставляет расти над собой, но временами её бывает слишком много.

The Highest Sea, Chapter 2, Hell and High Water
Carte> Какие у тебя дальнейшие творческие планы?
Жаконда> Сделать вторую главу «Моря», сценарий которой куда интереснее.

Подтянуть свои знания по анатомии, разобраться с цветоведением и отрисовать пару коротких историй для практики. Привести к чему-нибудь удобоваримому стилистику джиджиков (они по-русски читаются так).

А потом взяться, наконец, за те проекты, ради которых всё и затеяно. Потому что «Вышнее море» — комикс ученический, мы тренируемся на мышках.

В общем, we're on a mission from God.

Carte> А что за проекты, пока секрет?
Жаконда> Я могу сообщить рабочие названия, но они пока ничего не скажут; наброски я нигде не выкладывала. Это несколько историй, разного жанра: один почти классический нуарный детектив, одна сказка, одна приключенческая комедия... Да, это всё законченные истории, и не сериалы. Протестированы на людях :)

Carte> Спасибо большое за интервью. Хочешь что-нибудь добавить в заключение?
Жаконда> Три интересных и совершенно бессмысленных факта: покраска страницы «Вышнего моря» всегда начинается с ушей; все овалы в джиджиках рисуются от руки; я не люблю зефир.

Share |


Один комментарий

  1. хороший подход к делу) с таланом нарисовано) душевно) и читать интересно)

Comment¬